суббота, 27 октября 2007 г.

А Вам знакомы правила NETикета?

Вам приходилось получать электронные письма, в которых тебе ни «здрасте», ни «до свидания», ни даже имени отправителя? Мне, например, очень часто приходят такие письма. И честно сказать, всегда в первую очередь хочется не ответить на письмо, а дать урок нетикета отправителю.

Более 30-ти лет назад сотрудник американской компании Рэй Томлисон придумал способ пересылать информацию с одного компьютера на другой. Электронная почта быстро приобрела почитателей и стала неотъемлемым инструментом деловой коммуникации, отодвинув обычную почту на второй план. Ведь письма и документы приходили к коллегам, партнерам и клиентам практически мгновенно. Со временем пришлось разработать правила хорошего тона для электронной переписки. По аналогии с этикетом их назвали нетикетом.

Правила хорошего тона

1. Сообщение, написанное в верхнем регистре, т.е. большими буквами, воспринимается, как крик, и нервирует Вашего адресата. А ведь Вы не преследовали такой цели, наоборот, хотели привлечь внимание к посланной информации. Так что оставьте большие буквы там, где им и место: в именах собственных и в начале предложения. А привлекать внимание лучше кратким последовательным изложением сути дела.
2. В быту в устной и письменной речи Вы и Ваш партнер, возможно, пользуетесь «особенным» пластом «великого и могучего» русского языка. Но в деловой переписке это может быть воспринято неоднозначно. Вас скорее всего не поймут. По правилам нетикета лучше излагать свои мысли понятным всем литературным языком. Пишите максимально кратко и по существу: электронное время – это деньги. Также не пренебрегайте грамматикой. Трудно выглядеть профессионалом, если у Вас через слово опечатки и пропущенные запятые. Чтобы проверить себя, в Outlook, в разделе «Сервис» выберите опцию «Правописание».
3. Шрифты разного размера и цвета, жирный, подчеркивание, курсив и т.д. Спору нет – привлекательно. Однако совсем не значит, что вся эта красота на экране Вашего адресата отобразится так, как у Вас. Скорее всего он получит обычное черно-белое послание стандартным шрифтом. В общем, будьте проще. И тогда Вас поймут правильно.
4. Не принято настойчиво требовать от адресата ответить на письмо, мотивируя тем, что Вы не уверены в его получении. Хотите знать точно, прочитано ли оно, - выберите в почтовой программе опцию «Запросит уведомление о прочтении».
5. Дело не терпит отлагательств? В разделе «Тема» пометьте «Срочно».
6. Составляя ответ, копируйте ту часть письма, на которую отвечаете. Ведь по прошествии времени адресат может и не вспомнить, о чем речь. Только без фанатизма. Незачем копировать все письмо, прежде чем, например, выразить свое согласие с его содержанием. Перед цитатой ставится значок >.

Прописные истины

Кому. Сюда вписывайте e-mail вашего адресата. Если вы хотите отправить одно письмо большому количеству людей, сделайте это «скрытой копией», чтобы не пришлось каждому долго читать список тех, кого вы «осчастливили» вниманием, прежде чем они вникнут в суть письма.

Тема. Именно в поле «Тема» ваш адресат определяет, о чем письмо, а значит, решает, как срочно его читать и смотреть ли вообще. И не удивляйтесь, если ваше сообщение без темы «убьют» не глядя, - чаще всего так выглядят массовые рассылки и письма с вирусами. Тема должна быть максимально конкретной – нечто вроде «Привет», «Предложение», «Сюрприз» не только ни о чем не говорят, но и вызывают подозрение о все тех же рекламных рассылках. Совсем иначе звучит: «Ответ на Ваше объявление» или «Предложение о взаимовыгодном сотрудничестве» и т.д.
Кстати, если вы отвечаете на письмо, в поле «Тема» сразу удаляйте «Re:». Более корректно сообщить, о чем вы пишите, еще раз. И не забудьте поменять надпись в поле «Тема», если она изменится в ходе переписки.

От кого. Хорошим тоном считается письмо, где наряду с e-mail отображается информация о том, кто прислал письмо, например имя адресата, а не только его электронный адрес.

Обращение и подпись. Приветствие обязательно. «Здравствуйте», «Добрый день» или «Доброе время суток», а не «Привет», «Hello!» или «Hi» - если, конечно, ваш деловой партнер по совместительству не является вашей закадычной подружкой.
То же касается и подписи. Фамильярность и панибратство недопустимы. Вообще, чтобы не ошибиться, пишите или так, как принято в деловых письмах, или так, как обратился к вам ваш партнер.
Кроме того, Вы можете создать себе электронную подпись, которая будет отражать ваше имя, фамилию, должность и ваши контакты (телефоны). Постарайтесь уложиться в три строчки. Уберите рекламные предложения, которые часто «паразитируют» под подписью.

2 комментария:

  1. "2. В быту в устной и письменной речи Вы и Ваш партнер, возможно, пользуетесь «особенным» пластом «великого и могучего» русского языка."
    Имеется в виду матом?

    ОтветитьУдалить
  2. Можно сказать и так. А также имеется в виду свой вид жаргона.

    ОтветитьУдалить